История о молотках и наковальнях

Тетрадь 2

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.1.Титул..JPG

/Авторский коллаж на основе фото Алексея Павленко (www/fotokto.ru) и картинок из Интернет источников в свободном доступе./

…История о молотках и наковальнях.

Эта история должна быть тебе знакома.

В связи с именем одного гения. Тоже тебе знакомого.

?

…Все рождённые люди имеют уши и мозг.

Пифагор был рождённым человеком. Следовательно, у него тоже были уши и мозг.

Замечательные уши!

Гениальный мозг!

2,5 тысячи лет (уже даже больше) тому назад, проходя мимо кузни медников, гениальный человек с замечательными ушами впервые (вот! «стать как новое утро в незнакомой стране») услышал нечто  у д и в и т е л ь н о е…

Что?!

Он услышал…  КОНСОНАНС!

Все слышали шум, звон, грохот. А он – КОНСОНАНС…

?

На самом деле Пифагор услышал то, что древние греки называли словом … «симфония». Это слово для них означало то же, что для нас французское слово «консонанс».

Энциклопедия:

Консонанс – франц. consonance, от лат. consonantia – созвучие, согласное звучание.

В древнегреческом – συμφωνία (simfonia: sim — «со», phone – «звук»; со-звучие). Слияние в восприятии одновременно звучащих тонов, или сами созвучия (интервалы, аккорды).

То есть определённые молотки медников при ударении (тон – «ударение») могли производить согласованные звуковые волны – созвучия, довольно приятные на слух, гармоничные.

Вот неизвестно, умело ли умозрение Пифагора увидеть внутри себя звук в виде волны, но поразительно то, что услышав молотки, этот человек догадался смоделировать волновой процесс (звуковую волну) с помощью колеблющейся струны!

Колеблющаяся струна стала первой вещественной моделью звуковой волны! Осознавал ли это Пифагор?

Что он сопоставил (соразмерил)?

Масса молотка – масса струны (масса куска струны, отрезка; сам кусок струны, отрезок) – сила, напряжение звукового тона (ударения).

Массивнее струна (длиннее) – меньше колеблется/напрягается – ниже звук.

Короче струна (меньше масса) – чаще колеблется/напрягается – выше звук.

(Как сердечки маленьких животных больше напрягаются, чаще бьются.)

От длины струны (её массы: массы куска меди, вытянутого в струну) зависит частота её колебаний/напряжений, высота тона.

Можно найти пропорцию (соразмерность) между длиной струны и высотой (напряжением) тона.

(В нынешней физике длине струны аналогична длина волны (в т.ч. звуковой волны);  высоте/напряжению тона аналогична  ч а с т о т а  колебаний волны: чаще колеблется – больше напрягается.)

Гармоничные созвучия можно конкретно измерить! – Вот что привело Пифагора в восторг.

Невидимое, неуловимое, неосязаемое – можно измерить!

И тут же был изобретён измерительный прибор для вычисления звуковой гармонии – м о н о х о р д.

М о н о х о р д – от греч. monos – «один», «единый» и chorde – «струна».

Да, так просто: одна струна – измерительный прибор!

Точнее, одна струна, закреплённая на ящике. Струна определённой промеренной длины. И к струне – зажим, которым можно пережимать струну в любом месте, меняя тем самым тон её звучания.

Этот прибор многие годы служил ученикам Пифагора учебным пособием для изучения великого таинства ГАРМОНИИ. Не только в музыке!

Энциклопедия:

ГАРМОНИЯ: от греч. harmonia – «связь», «стройность», «соразмерность». Соразмерность частей, слияние различных компонентов чего-либо в единое органичное целое. В древне-греческой философии – организованность космоса («космос» — «красота») , в противоположность хаосу (греч. haos – беспредельная беспорядочная первобытная масса чего-то неопределённого).

Ого! Вот что происходит, когда обыкновенные и всем привычные звуковые волны попадают в уши гения. – Они модулируют, превращаясь в волны Мысли! Звук – музыка – философия. Вот это модуляция!  (Философия – от греч. phileo – «люблю» и sophia – «мудрость»; любовь к мудрости.)

Музыка и космос. Весь мир! Этот мир сотворяется, организуется, существует благодаря  с о р а з м е р н о с т и, согласованности  — «созвучию» своих частей. Что согласовалось, «склеилось»,— то и обрело существование. Гармония – «клей» мира.

…Ты уже догадался, что ГАРМОНИЯ и КОНСОНАНС – это фактически одно и то же?

Но есть нюансы применения этих терминов. ГАРМОНИЯ – термин, который применим ко  в с е м у  миру, его устроению. И, соответственно, применим к музыке как части этого мира. А КОНСОНАНС – термин, который применяют, когда речь идёт о проявлении гармонии в  м у з ы к е. Когда говорят  о созвучиях  м у з ы к а л ь н ы х  звуков. Древние греки называли консонансы  г а р м о н и к а м и. «Симфонии» — гармоники. У греков.

… Ещё не запутался?

/Просто вставка. Для общего сведения./

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.2.Лира и текст.Вставка..JPG

Но нужно понять: пифагорейцы музыку м ы с л и л и  как космос. Они музыку  м ы с л и л и  как весь мир.

Мыслили и измеряли. Соразмеряли.

С помощью своего измерительного прибора – монохорда.

Вспомним: струна монохорда – что-то вроде вещественной модели звуковой волны.

Всё, что проделывал Пифагор со струной, описал его ученик Архит. Тоже великий учёный-мыслитель.

…Если ударить по натянутой струне (как по наковальне) молоточком или ущипнуть её, колебания этой струны мы услышим как ТОН («ударение»).

Потому что, колеблясь, струна наносит удары по воздуху (газу), а его колебания ударяют по барабанным перепонкам в наших ушах ( а те – по молоточкам, наковаленке… и т.д.). Мозг соображает: ТОН. Звуковая волна какой-то напряжённости, частоты этих самых колебаний.

Это ТОН целой струны какой-то длины (массы отрезка меди). Струна – в роли молоточка для воздуха-наковальни.

Конечно, вряд ли Пифагор и Архит представляли себе физиологию и физику процесса так, как имеем возможность представлять себе мы. Но они заметили: длина струны и ТОН – с о р а з м е р н ы: определённой длине струны соответствует определённый ТОН (частота колебаний).

Прима, первый ТОН (от лат. primas – «первенствующий»):

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.3.Тон Прима..JPG

Если зажимом пережать струну посередине (разделить её надвое) и ударить молоточком (или ущипнуть) ½ струны, уши услышат новый тон – в 2 раза выше (напряжённей) первого, струна будет колебаться в 2 раза чаще. То есть ч а с т о т а  к о л е б а н и й  ½ струны равна 2 (двум). А полученный тон созвучен первому до невероятно согласного звучания: как будто тот же, только в два раза выше.

Ты уже догадался, что речь идёт об интервале под названием ОКТАВА?

(Интервал – тоже отрезок; отрезок муз. строя).

Того же эффекта можно добиться, если в два раза сильнее натянуть струну, т.е. заранее увеличить её напряжение в два раза.

Итак, ОКТАВА – первый полученный  с о в е р ш е н н ы й   к о н с о н а н с.

Так и называется: «совершенный консонанс» («совершенная симфония» по-гречески, гармоника).

А длина струны (или волны) и частота её колебаний взаимно зависимы. Зависимы в обратной пропорции: длина – ½, частота – 2.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.4.Тон2 Октава..JPG

Экспериментируем (вместе с Пифагором и Архитом) дальше.

Поместим зажим монохорда на отрезке в 2/3 струны (т.е. поделим струну на 3 части и возьмем 2 из трёх частей):

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.5.Тон3 Квинта..JPG

КВИНТА – второй с о в е р ш е н н ы й  к о н с о н а н с.

Конечно, тебе известны и другие интервалы.

Хочешь – посчитаем:

  1. Прима (её тоже причисляют к интервалам).
  2. Малая секунда.         м2
  3. Большая секунда.     Б2
  4. Малая терция.           м3
  5. Большая терция.       Б3
  6. Чистая кварта.           Ч4
  7. Чистая квинта.           Ч5
  8. Малая секста.             м6
  9. Большая секста.         Б6
  10. Малая септима.          м7
  11. Большая септима.      Б7
  12. Октава.

Двенадцать. Подобно количеству полутонов в октаве. Подобно двенадцати шагам квинт в музыкальном строе.

Правда, есть ещё один странный (мистический!) интервал: увеличенная кварта/уменьшённая квинта – ув.4/ум.5. Один интервал с двумя названиями. Тринадцатый! Ув.4 и ум.5 звучит абсолютно одинаково. Вот каждый раз и думай: «кто есть кто?». Обманчивый какой-то интервал, тревожный. Иногда его называют «волчьей квинтой». Оставим его. У нас-то речь о консонансах и гармонии.

В том музыкальном строе, с которым ты знаком (классический европейский строй), консонансами принято считать ещё и терции и сексты. И кварту.

Но вот что интересно. Классический европейский строй – не единственный в мире. В восточной и современной западной музыке есть музыкальные системы с гораздо бóльшим количеством интервалов (до 53-х!). Однако квинта и октава уже несколько тысячелетий и во всех странах, во всех музыкальных системах остаются главными неизменными интервалами: 

С о в е р ш е н н ы м и   к о н с о н а н с а м и.

Именно из их градаций/делений образуются все другие интервалы, сколько бы их ни было.

Вот Пифагора интересовала ещё и кварта. Тоже консонанс. Довольно любопытный консонанс. В чём его особенность – мы ещё узнаем.

А пока посмотрим, как Пифагор получил этот интервал.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.6.Тон4.Кварта..JPG

Струну Пифагор поделил на четыре части и установил зажим между тремя и четвёртой частью: длина струны – ¾. Частота колебаний – 4/3.

Вот теперь внимание! –

Если квинту умножить на кварту – получим… октаву!

По длинам струн (длинам волн):  23 х 34 = 12      длина струны (волны) октавы

По частоте колебаний:  32 х 43 = 2   частота колебаний струны (волны)октавы

А теперь взгляни на клавиатуру:

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.7.Клавиатура октава..JPG

А вот так? –

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.8.Квинта-варта перекрёст..JPG

Перекрёст!

К этому перекрёсту мы ещё вернёмся. 

…Ты готов и дальше ломать голову над твоей суперголоволомкой? (Она же – у  т е б я  в комнате поселилась и живёт!)

Над этой головоломкой ломали голову (в смысле вращали свои мысли) гениальнейшие умы человечества в течение тысячелетий!.. А нам что мешает подключиться?

Подключаемся к волнам мыслей Пифагора… 

А что если мы представим себе те волны звука, которые колеблются вместе со струной пифагорова монохорда?

Это – на следующих страничках.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.9.Волны примы и октавы..JPG

/Рис. автора/

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.10.Волны квинты и кварты..JPG

/Рис. автора/

Консонанс – это созвучие, слияние, совпадение звучащих тонов (помнишь?).

В случае с волнами – слияние, совпадение их доминант, кульминаций. Совпадение гребней волн.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.11.Волны примы октавы квинты вместе..JPG

/Рис. автора/

Вот интересно: впишется ли в эту стройную систему   к в а р т а?

Пифагор кварту тоже относил к консонансам.

А почему бы и нет? Мы же видели несколько страничек назад, что кварты в октаве появились благодаря двум квинтам, двум совершенным консонансам: квинта снизу вверх (от примы к октаве) х квинта сверху вниз (от октавы к приме), в результате их перекрёста. Кроме того, сама октава появляется в результате умножения квинты на кварту: 2/3 х  3/4 = 1/2, 3/2 х  4/3 = 2 (длина волны и частота октавы).

Давай посмотрим:

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.12.Волны примы октавы кинты кварты вместе..JPG

Не вписывается…

Но ведь не может быть, чтобы не вписалась! Когда-то же это должно случиться!

Мы будем настойчивы, как Пифагор, — раз уж решили следовать волне его мысли:

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.13.Лента волн1..JPG
D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.14.Лента волн2..JPG
D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.15.Лента волн3..JPG

/Рис. автора/

Наконец-то!

Через 72 маленьких «шажочка»-деления на шкале (12 х 6 = 72) свершился всеобщий консонанс!

Эту ленту из волн можно даже замкнуть в кольцо. Так всё замечательно совпадает.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\фото модели\Лента олн кольцо.14.jpg

/Модель автора/

И даже количество кульминаций (гребней волн) соответствует частотам интервалов. Посчитай:

Прима: 6/6 = 1 (частота примы).                       Вся струна. 1.

Октава: 12/6 = 2 (частота октавы).                    1/2  струны.

Квинта: 9/6 = 3/2 (частота квинты).                   2/3  струны.

Кварта: 8/6 = 4/3 (частота кварты)                    3/4  струны.

Частоты и длины струн ( они же – длины волн) – в обратной пропорции.

Перевёртыш. Перекрёст. Как квинты обращаются в кварты, так и длины волн обращаются в частоты.

Пифагор, конечно, мог сопоставлять вовсе и не волны, а отрезки струн. Например, вот так:

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.16.Лента струн1..JPG
D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.17.Лента струн2..JPG
D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.18.Лента струн3..JPG

/Рисунки автора/

Хотя, о волнах…

В конце своей жизни Эйнштейн написал автобиографию совершенно особенную. Это была автобиография его  м ы ш л е н и я. Из чего рождается научная мысль? – вот о чём была эта автобиография. Как этот процесс в течение  жизни он ощущал в себе. «Всё, что мы знаем о реальности, исходит из опыта и завершается им» (Эйнштейн). Мысль начинается с образов реальности. Потом в образах проступает логика. Она становится инструментом сравнений, сопоставлений, которые ведут к закономерностям, а потом – к теории. И – проверка опытом.

«…Это были образы волнующегося моря, символизирующего, а отчасти описывающего недоступные непосредственному зрительному представлению электромагнитные колебания…» (Из книги Б.Г.Кузнецова «Эйнштейн. Жизнь, смерть, бессмертие»)

Волны моря, волны воздуха, волны звука…

Да все древнегреческие памятники архитектуры изрисованы волнами-меандрами! 

D:\к тетрадям Узел\меандры\меандры орнам.3.jpeg

Ах, как жаль, что Пифагор не оставил нам никаких записей своих мыслей!

И вся его жизнь – легенда, пересказанная учениками учеников-учеников-учеников…

И эта жизнь – всегда у моря, и путешествия – через моря.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.18.Фото городов Пифагора..JPG

/Рисунки  из Википедии./

А закон обратной пропорциональности длин волн и частот по сей день управляет волновой физикой. «Струнно-волновая теория» Пифагора… Вот к чему может привести музыка!

Конечно, у волны есть и другие характеристики, помимо длины волны и частоты. Обычно ещё учитывается период колебаний и скорость волны.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.19.Таблица с характерист.волны..JPG

/Таблица из Интернет источника: уроки физики/

Но поскольку даже при смене скорости частота волны не меняется, а в нашем случае (на ленте) длина волны и период одинаковы, то мы видим просто явление обратной пропорциональности длины волны и её частоты.

Благодаря наблюдениям Пифагора и его опытам с монохордом был открыт закон  гармонических колебаний струны. Посмотри на страничке ниже.

Оказывается, затронутая струна порождает звук, который способен  

м о д у л и р о в а т ь  (гармонично, или гармонически,  изменяться). Звуковая волна, вырвавшись из струны на волю, гармонически модулирует!

Основной тон звучит ясно и громко, а потом превращается в волны повыше и потише. Как эхо, призвуки. И все эти призвуки   с о р а з м е р н ы. Их называют  ОБЕРТОНАМИ  ( ОБЕР-тонами). Иначе эти самые обертоны называют  г а р м о н и к а м и. Ну правильно! Они же рождаются из консонансов. А консонансы свидетельствуют о  г а р м о н и и.

Гармоники:

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.20.Табл. гармоник..JPG

/Рис. из Википедии с автор. пометками./

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.21.Дополнение к рис.20. Текст..JPG

Энциклопедия:

Обертоны (гармоники): от немецкого «обер» — «старший», «высший».

Гармонические призвуки (частичные тоны), имеющиеся в спектре музыкальных звуков. Расположены  в ы ш е  основного тона, звучат слабее основного тона, сливаясь с ним, на слух почти не распознаются.

Негармонические обертоны свойственны звукам сирен, различным шумам.

Итак, звук, отправившись на волю, на природу, поначалу твердо следует совершенным консонансам – октаве, квинте – затем кварте. А потом… начинает потихоньку расслабляться, шалить. Октавы, квинты, кварты его всё-таки удерживают в рамках какого-то порядка. Но в промежутках всё чаще начинают мелькать  словно «разболтанные», колеблющиеся интервалы. 

Если эту «прогулку на воле» звуковых волн показать нотами, то она будет выглядеть вот так:

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.22.Натуральный звукоряд..JPG

/Рис. из Википедии с пометками автора/

Это —  н а т у р а л ь н ы й   з в у к о р я д. Латинское natura  означает «природа», «естество». 

Если верхние звуки попробовать сыграть вместе, боюсь, что консонанса мы уже не услышим. Мы услышим   ДИССОНАНС.

Энциклопедия:

Диссонанс – от франц. dissonanse, от лат. dissono – «нестройно звучу». 

Неслитное, напряжённое  о д н о в р е м е н н о е  звучание различных тонов. Противоположность  к о н с о н а н с у. К диссонансам относят большие и малые  с е к у н д ы  и  с е п т и м ы, увеличенные и уменьшённые интервалы, а также аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов.

До конца 19 века обязательным считалось разрешение диссонанса в консонанс. С 20 века применяют диссонансы и без их разрешения.

…Да, за диссонансами и до шумов недалеко. До хаоса.

Но ведь  г а р м о н и ч е с к и й  звукоряд превращается в это! Парадокс!

Хотя, теория хаоса утверждает, что если этот самый хаос предоставить самому себе, в нём опять образуется порядок! Вот такой наш мир, наша жизнь: то консонансы, то диссонансы, то снова консонансы… Такая странная гармония.           

Ты понимаешь, чтó мы сейчас делаем?

Конечно, мы играем.

Но уже не только в Узел. В игру внутри игры. Игра – В Пифагора.

В эту игру начали играть спустя 200 лет после Пифагора. Учёные: философы, математики, астрономы-космологи. Все – словно следователи: разгадывают его мысли по обрывочкам древних текстов о его математике и космологии, о его легендарной жизни.

А ещё мы пополняем наше «Досье на тональности», раздел «Родословная»: первопредок ТОН.

И это всё – ну конечно же, о музыке!

***

…Задолго-задолго-задолго до Пифагора тоже была музыка. Какою она была?

Улетела вместе с волнами Времени!

А вот кое-какие знания о ней остались и во времена Пифагора. 

Самый-самый древний музыкальный строй в Древней Греции, оказывается, был основан на …пентатонике («пента» — «пять», «тон» — «звук»). Откуда эта пентатоника попала в Древнюю Грецию? Из Древнего Египта, где Пифагор постигал всяческие науки у жрецов больше 20 лет? (А Древний Египет куда древнее Древней Греции! З тыс. лет до н.э.) А в Древний Египет из Персии — через евреев? А в Персию – из Вавилона? (Да Пифагор и сам 12 лет учился у вавилонян.) А Вавилон воздвиг своё царство на земле ещё более древней цивилизации (4 тыс.лет до н.э.) – шумеров. О шумерах остались невероятные легенды (в их числе – о высоком развитии науки и техники), от них же – таблички с решениями уравнений!  И пентаграммы, пентагоны… Даже в роли печатей на важных документах. У греков каким-то образом было сообщение и с Китаем,  цивилизация которого насчитывает ок. 5 тыс. лет до н. э. А Китай – это вообще страна поклонения пентатонике.

Как бы то ни было, Пифагору предстояло соединить свои открытия с  о ч е н ь  древними знаниями о мире.

Вот вопрос: интересно, как обозначали музыкальные звуки тысячелетия назад?

Мы привыкли к нотам и буквенным знакам. Но как же прежде?

Может быть, воспользоваться пентагонами-узлами – не такая уж странная идея. Для древних культур это был универсальный знак. А инки узелками могли изложить и обычные сообщения, и математические расчёты, и даже теорию цвета, и знания о космосе…

Возможно, сами свойства названных фигур являлись ключом к познанию всего. Возможно…

Пифагор и его орден (сообщество его единомышленников и учеников) поклонялись пентаграмме. Ты об этом знаешь.

Будем действовать. Экспериментировать.

…Грекам была известна диатоника – звукоряд, образованный квинтами.

ФА – ДО – СОЛЬ – РЕ – ЛЯ – МИ – СИ .

В таком порядке, почему-то, называют звуки диатоники-гептатоники («семитоники»). Не от «до», а от «фа».

Представляешь, какой же это размашистый звукоряд! Нам понадобилась клавиатура, чтобы прошагать по этому ряду звуков. По лестнице квинт.

У Пифагора не было клавиатуры. Первая клавиатура появилась спустя почти тысячу лет после Пифагора.

Клавиатуры не было, а диатоника – была.

Ну и давай попробуем представить её с помощью узелков-пентагонов.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.23. Лента-диатоника из пентагонов..JPG

А теперь пропустим нижние узлы. Нам, по законам обертонов струны и природного звукового ряда, можно двигаться только в одну сторону: выше, а значит – вправо. А нижние узлы – левые: движение влево, и… снова вправо. 

Но мы всё-таки будем следить за этими нижними узлами, не будем терять их из виду. На всякий случай.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.24.Лента-диатоника из пентагонов1..JPG

Можем продолжить эксперимент: перевернуть ленту из узлов. Нижние  станут верхними.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.25.Лента-диатоника из пентагонов2..JPG

Потом можно опять перевернуть, и опять перевернуть.

Эти перевёртыши- повороты-вращения, похожие на перекрёсты и обратную пропорциональность, сотворят, наконец-то, привычный звукоряд:

ДО – РЕ – МИ – ФА – СОЛЬ – ЛЯ – СИ.

Диатоническая гамма.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.26.Лента-диатоника из пентагонов3..JPG

(…перевернуть —)

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.27.Лента-диатоника изпентагонов4..JPG

Что будет, если продолжить ленту ?

Мы сможем это сделать, если совершим одну операцию: перевернём будущее продолжение ленты (такой же её отрезок, как предыдущий: удвоение!)  на 180˚, — как это много веков спустя после Пифагора сделал со своей лентой Фердинанд Мёбиус.

Пифагор, безусловно, ничего не мог знать о Мёбиусе. Но он жил в пространстве всё тех же законов природы, что и Мёбиус. И мы живём всё там же. И экспериментируем.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\фото модели\диатоника лента из пентагонов.0016.jpg

Эту ленту теперь спокойно можно замкнуть в кольцо. И путешествовать по двум поверхностям попеременно, как по одной, — но по обыкновенному кольцу. 

Мёбиус наоборот?  

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\фото модели\диатоника кольцо из петагонов.0015.jpg

/Модели автора/

И ещё одно любопытное наблюдение: каждая нота/звук попеременно оказывается то в «фазе», то в «противофазе». Как волна.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.28.Диатоника в фазах волны..JPG

(Лат. phasis – «появление», определённый момент в ходе развития какого-либо процесса.)

Давай вглядимся в процесс, который происходит в кольце с каждым звуком/тоном.

Каждый звук/тон через  в о с е м ь  шагов обретает своё повторение-совпадение, созвучие – к о н с о н а н с.

А лента-кольцо – сплошной «Мёбиус»: ведь каждый замкнутый узел (пентагон) обладает свойствами «Мёбиуса». Лента-кольцо из узлов замкнула все узлы разом.

Замкнутые в кольцо узлы-звуки  произвели на свет  о к т а в у: греч. «окто» — «восемь», лат. octava – «восьмая». Совершенный консонанс.

Один совершенный консонанс – квинта — произвёл на свет другой совершенный консонанс – октаву.

Если убрать пропущенные  нижние  левые узлы, то размашистая лента квинт сожмётся   в д в о е. Как окружности в геометрической прогрессии!………………………………………………………………….

(О, прости, вот в этом самом месте мою мысль просто-таки примагнитило к одной увлекательной идее. Через несколько страниц/листочков вернёмся к Пифагору.)

ЛИСТОЧКИ «МЫСЛЕЙ ВБОК»

(о геометрической прогрессии)

(Следующие 9 страниц можно пропустить, а можно и полюбопытствовать…)

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.29.Мысли вбок.Муз.и геометр.1.JPG
D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.30.Мысли вбок.Муз.и геометр.2..JPG

/Рис. автора/

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.31.Мысли вбок.Муз.и геометр.3..JPG

/Рис. автора/

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.32.Мысли вбок.Муз.и геометр..4..JPG

/Рис. автора/

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.33.Мысли вбок.Муз.и геометр.5..JPG

/Рис. автора/

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.34.Мысли вбок.Муз.и геометр.6..JPG

/Рис. автора/

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.35.Мысли вбок.Муз.и геометр.7..JPG
D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.36.Мысли вбок.Муз.и геометр.8..JPG

/Фрагменты статьи из Википедии/

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.37.Мысли вбок.Муз.и геометр.9..JPG

Итак, Пифагору предстояло провести операцию сжатия размашистых квинт.

Этот  п р о ц е с с  ты буквально сможешь ощутить своими руками, если не поленишься сделать простенькую модель из узлов.

А что? Пифагор ведь тоже догадался незримое (звук) исследовать с помощью  п р е д м е т а – струны.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\фото модели\DSCN0018.jpg

Растяни узлы в волну, а потом начни складывать «гармошкой».

…Ты ощущаешь, как узлы/квинты закручиваются в винт?

Теперь не очень плотно складывай, — так, чтобы видеть названия нот.

…Винтовая лестница!

Посмотри сбоку.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.38. Ступени1..JPG

А теперь изобразим ступеньки этой лестницы под прямым углом:

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.39.Ступени2..JPG

Нижние квинты спрятались совсем. Словно исчезли, как тени в полдень.

И мы теперь видим привычные нам ступени гаммы.

Как их обозначали древние греки? Как они называли сами звуки? – Мы пожимаем плечами.

Если верить историкам музыки, первые попытки записывать музыкальные звуки знаками, появились не раньше 11 века. И выглядели эти знаки как просто точки или квадратики на двух линейках. Названия этих звуков/знаков тоже появились в Средние века, через полтора с лишним тысячелетия после Пифагора.

А вот ступени могли обозначаться числами. А числа записывались буквами греческого алфавита.  А древнегреческий алфавит уж наверняка отличался от нынешнего.

Вот поэтому удобнее иметь дело с геометрическими образами.

Геометрия сама всё показывает.

А пересказывать то, что показывает геометрия, мы будем на привычном нам языке. Так и поступают исследователи музыки. Они переводят древние знания на привычные нам языки с их знаками: буквы латинского (или

русского) алфавита (вот! греческие названия нот даже не употребляются),  арабские (индийские) и латинские цифры для обозначения чисел.

Для пифагорова музыкального строя имеют значение именно интервалы.

Сами характеристики отдельных звуков выражены как интервалы: то есть каждый звук определяется отношением к другому звуку (вот где корни относительности!). Первый взятый звук становится точкой отсчёта (точкой опоры). А все остальные звуки находятся по законам гармонии, консонансов:

Первый консонанс – ПРИМА ( двойной первый звук, унисон, сам себе консонанс: 1/1).

Второй консонанс – ОКТАВА (второй из двойного звука ПРИМЫ  растянулся в диапазон-ОКТАВУ: 1-2, второй звук по отношению к первому, 2/1).

Третий консонанс – КВИНТА (третий звук по отношению ко второму :  3/2 ).

Четвёртый консонанс – КВАРТА (четвёртый звук по отношению к третьему : 4/3 и в то же время – это перевёрнутая квинта, отношение октавы к квинте; 2:3/2, или 2х2/3=4/3).

Таким образом, каждому звуку присваивается своя дробь, — которая, собственно и является знаком  о т н о ш е н и я.

То есть, в каждом звуке уже спрятан интервал ( интервал/расстояние/отрезок струны/волны или отрезок «пробега» волны по частотам, как в нашей ленте частот).

И, получается, только в Средние века этим дробям/отношениям дали буквенные (или слоговые) названия, которыми мы и пользуемся:

1/1, прима – ДО1.

2/1, октава – ДО2.

3/2, квинта – СОЛЬ.

4/3, кварта – ФА

Если интересно, найди в Интернете статью «Как появились названия нот?».

А я приведу здесь небольшие отрывки из этой статьи /сайт: muz-teoretik.ru/

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.40.Текст.Названия нот.1..JPG
D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2Рис.41.Текст.Названия нот.2..JPG

Пифагор оперировал только числами.

Он поклонялся Числу, словно божеству.

Все вещи мира, все явления можно выразить Числом! – вот главная идея его вдохновенного мышления.

Все названия звуков, которые он находил, происходят от чисел. И названия интервалов – от чисел.

Мы, конечно, будем пользоваться именами звуков для лучшего понимания, но всегда будем иметь в виду, что за этими именами – числа.

Вот и наша лестница квинт пронумерована числами-ступенями.

Головокружительно вот что:

Получается, что каждый звук этой лестницы – этакая микроквинта.

Хотя, в общем-то, ничего особенно удивительного в этом и нет, если вспомнить, что у квинты – функция (роль) д о м и н а н т ы – высшего напряжения, высшего проявления какого-то качества, характера. В нашем случае – максимум проявления характера каждого звука, его особенности.

Дух захватывает только когда осознаёшь, что на пятой ступени лестницы мощность отдельного звука-микроквинты (соль) словно пятикратно возрастает: квинта, да ещё и в положении КВИНТЫ в октаве! Квинта обретает новый масштаб! Она  п о д о б н а  себе, но уже в ином масштабе.

Этот процесс можно увидеть страничкой ниже.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.44.Лестница с квинтой..JPG
D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.42.Квинта квинт1..JPG
D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.42.Квинта квинт2..JPG
D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.43.Квинта квинт3..JPG

А что же остальные звуки?

Сохранились ли в них хотя бы намёки на их «первородство» — на квинту?

Давай посмотрим на одну таблицу. Она показывает следующий этап процесса сотворения музыкального строя Пифагором: вычисленные им остальные звуки октавы.

Для удобства понимания на ней указаны имена звуков, но за каждым из них – Число! (по-«пифагоровски»). /ниже – таблица из книги: Волошинов М.В. «Математика и искусство». М. Просвещение, 1992г.//

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.45.Таблица из Волошинова с интервалами..JPG

Да, как-то хитро запрятались квинты внутрь других звуков. И не распознаешь их с первого взгляда.

Кстати, ты заметил, что все числа – это частоты: числитель дробей больше знаменателя, «большее на меньшее», большее число в отношении к меньшему. У длин волн – наоборот: меньшее число в отношении к большему. Надеюсь, ты помнишь про этот перевёртыш/перекрёст.

Да и сам первый звук (прима) уже словно намекает на то, что предстоит увлекательная игра в перевёртыши: если частоту звука умножить на длину его волны, то и получится  е д и н и ц а, начало отсчёта.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.46.Вставка в текст.Числа.1.JPG

А если частоту квинты умножить на частоту её перевёртыша – частоту кварты, — получится октава (по частоте). Или перемножить длины волн квинты и её перевёртыша кварты, — будет октава по длине волны. Этакий расширенный, удвоенный перевёртыш.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.47.Вставка в текст.Числа2..JPG

Да и сама октава – удвоенная единица-прима: 2. Или поделённая пополам: ½.

( Опять – геометрическая прогрессия?!)

Прима – нижняя граница звукоряда. Октава – верхняя граница.

В середине – квинта и её перевёртыш кварта.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.48.Клавиатура октава с квинтами и квартами..JPG

Да, по-видимому, Пифагор понял, что отношения между этими звуками и интервалы, которые образуются из их отношений, и должны стать ключом к поиску характеристик других звуков – их частот и длин волн.

Давай-ка ещё разочек обратимся к ленте частот.

О, этот долгий путь ко всеобщему консонансу и гармонии!

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.49.Лента волн квинти кварт1..JPG
D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.50.Лента волн квинт и кварт2..JPG
D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2Рис.51.Лента волн квинт и кварт3..JPG

Путь получился долгим из-за того, что квинте пришлось вращаться-обращаться в кварту, и это вращение-обращение должно было прийти к консонансу в конце концов.

Отношения частот прямой квинты и её обращения кварты произвело на свет новое отношение и новый звук:  9/8.

9/8. Девять кульминаций квинты к восьми кульминациям кварты.

В таблице – это звук РЕ.  II ступень.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.52.Табл.интервалов РЕ..JPG

То же самое отношение получится, если перевернуть кварту и умножить этот перевёртыш на квинту. (Перевёртыш перевёртыша – просто голова крýгом!)

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2Рис.53.Вставка в текст.Числа..JPG

Если результат этой операции умножить на результат такой же операции (результат в квадрате), то есть 9/8 х 9/8, получим следующий звук.

9/8 х 9/8 = 81/64

Получилась частота МИ.  III ступень.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.54.Табл.интервалов.МИ..JPG

Следующая ступень, IV, нам известна: кварта, 4/3.

Умножим 81/64 (ми) на 4/3 (фа):   81/64 х 4/3 = 27/16.

Это частота ЛЯ, VI ступень.

Её же можно получить, «воспользовавшись услугами» известной нам Vступени, квинты: умножить квинту 3/2 на тон 9/8.   3/2 х 9/8 = 27/16.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.55.Табл.интервалов.ЛЯ..JPG

VII-ю ступень, СИ, мы получим, умножив частоту ЛЯ опять же на тон 9/8:

                   27/16 х 9/8 = 243/128

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.56.Табл.интервалов.СИ..JPG

Между прочим, если мы и кварту 4/3 умножим на тон 9/8, то получим квинту:       4/3 х 9/8 = 3/2

…И все эти числа – реально звучат!

106

… А ты заметил, что ТОН/звук у нас теперь фигурирует и в качестве   

р а с с т о я н и я   между звуками?

Удивительно:  ТОН – и сам звук, и в то же время – расстояние между звуками в октаве!

Может, это – из-за  в о л н ы?                                                  

Ведь звуковая волна «пробегает»  р а с с т о я н и е.

Вспомни ленту частот. Волне примы пришлось «пробежать» шесть своих расстояний, пока не свершился Великий Консонанс: созвучие примы, октавы, квинты и кварты.

А ведь прима – ТОН, с которого всё начинается, чтобы прийти к октаве. А шесть «пробежек» приме пришлось совершить из-за отношений квинты и кварты (перевёртыша квинты).

Вот так всё и сошлось: в октаве должно быть шесть тонов, а каждый тон выражает отношение между квинтой и квартой: девять кульминаций квинты к восьми кульминациям кварты – 9/8.

Да может быть, и сама октава (от греч. «окто» — «восемь») получила такое название из-за этих самых восьми кульминаций кварт!

Кварта (то есть квинта наоборот) «виновата»!

И даже отношение октавы (восемь её ступеней) к шести тонам указывает на эту «виновницу»! 8/6 = 4/3

…Вернёмся, однако, к сотворению октавы. Ещё не всё завершено в ней.

Тонов должно быть  ш е с т ь, а у нас набирается пока что целых тонов всего пять:

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.57.Табл.интервалов.5 тонов..JPG

Заметим попутно: тон между ФА и СОЛЬ назван  р а з д е л и т е л ь н ы м.

Почему? А посмотри:

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.58.Раздел.тон и остаток..JPG

Вспомнил эту картинку? Квинта снизу вверх в октаве и её перевёртыш сверху вниз и образуют этот самый разделительный тон. И разделяют октаву на две кварты: ДО1-ФА и СОЛЬ-ДО2. Они одинаковы. И в каждой – по два целых тона и «остаток». Тоже одинаковый.

Существует несколько способов его вычислить.

Давай попробуем это сделать, исходя из той простой мысли, что «остаток» предполагает деление.

Итак, в кварте ДО1-ФА частоту ФА разделим на частоту соседнего МИ:

4/3:81/64 = 4/3х64/81 = 256/243

В кварте СОЛЬ-ДО2 частоту ДО2 разделим на частоту соседнего СИ:

2:243/128 = 2х128/243 = 256/243

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.59.Раздел.тон и остаток2..JPG

Таблица, которую ты увидишь сейчас, — совершенно замечательная таблица! 

Что в ней стóит заметить?

С одной стороны, она похожа на таблицу предыдущую.

А вот с другой стороны… Взгляд с другой стороны – это тот же перевёртыш. Мысленный перевёртыш.

И в самой таблице мы увидим перевёртыш: сами звуки показаны как частоты, а расстояния между звуками – как длины.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.60.Табл.интервалов с лиммами..JPG

/Основная таблица – из Интернет источника в свободном доступе/

Обрати внимание на РЕ (D). Под самим звуком указана его частота. А расстояние от РЕ (D) до примы ДО (С) – как  д л и н а  в о л н ы  РЕ. Выходит, наша гипотеза о происхождении расстояний между звуками из-за того, что волны обладают длиной (или периодом), имеет всё-таки основание.

И главной мерой расстояний между звуками стал ТОН.

Давай-ка ещё разочек заберёмся внутрь этого самого ТОНА, вглядимся в него:

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.61.Кульминация импульс..JPG

То что мы называли «кульминацией» на музыкальном языке, на языке физики «импульс».

Энциклопедия:

Импульс: от лат. impulsus  — «удар», «толчок»; всплеск, усилие, побуждение.

Звуковой импульс – внезапно и быстро исчезающее повышение давления.

Изменение  напряжения.

Усилие, напряжение – ведь это же главные свойства д о м и н а н т ы!  И главные характеристики  к у л ь м и н а ц и и.

А в физике —  и м п у л ь с.

На языке физики мы бы сказали, что волна  п р и м ы  имеет  ш е с т ь  импульсов (если посмотрим на нашу полосу частот); волна  о к т а в ы  имеет  д в е н а д ц а т ь  импульсов; волна  к в и н т ы  имеет  д е в я т ь  импульсов; волна  к в а р т ы  имеет  в о с е м ь  импульсов. И все они словно борются друг с другом, то соединяясь, то противостоя, усиливая и погашая усилия друг друга, — пока не придут ко всеобщему согласию через какой-то  диапазон/расстояние. И тогда все их усилия соединяются в согласии.

Физики бы сказали, что в этом моменте наступает резонанс.

Латинское слово resono – «откликаюсь»; resonans – «отзвук» (sono – звук, re – поворот).

Вот! В диапазоне октавы после согласия-резонанса наступает поворот-отражение. Октава – словно зеркало, в котором квинта отражается в кварту! И все остальные звуки отражаются в обратном порядке. Повороты-перевёртыши. И… с и м м е т р и я: левое – отражение правого, правое – левого. И так – опять до примы, пока не замкнётся кольцо. И всё повторится снова.

Все интервалы в октаве – симметрично отражаются:

Октава – отражение примы; септима – отражение секунды; секста – отражение терции.

Кварта – отражение квинты. Но… со смещением от центра симметрии!

Если бы квинта отразилась строго в центре симметрии, получились бы два 

д и с с о н и р у ю щ и х, два самых сверхнапряжённых интервала, тех самых, которые называют «волчьими квинтами» (увеличенная кварта, или уменьшённая квинта). И тогда всю музыку пришлось бы промерять этими «воющими» интервалами! Всю – начиная с диатоники. Представляешь, вся музыка превратилась бы в вой! И вместо гармонии – хаос!

Квинта должна была сохранить свою чистоту – остаться чистой квинтой.

И отразиться чистой квартой. 

Это возможно только в том случае, если и расстояния между звуками будут подобны квинте.

И в самом деле, взгляни на знакомую таблицу, — и ты увидишь, что звуки с их высчитанными частотами словно сами собой распределились по расстояниям в соответствии с квинтой: два тона – три тона. 2/3. По длине волны квинты. 

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.62. Табл.интервалов.2 и 3 тона..JPG

А оставшийся  ш е с т о й  тон стал границей, разделом, — сам поделившись надвое.

Сами звуки расположились симметрично, по квартам. А расстояния между ними – асимметрично, по квинтам.

Симметрия и асимметрия – в одном.

Симметрия и асимметрия в одной октаве. 

Симметрия и асимметрия в отрезке (октава – интервал, интервал – отрезок).

Быть может, ты вспомнишь, где нам встречалось это явление: сочетание симметрии и асимметрии вместе?

… «ДЕЛЕНИЕ  ОТРЕЗКА  В  КРАЙНЕМ  И  СРЕДНЕМ  ОТНОШЕНИИ»…

…Ну, конечно же… Золотое сечение!

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.63. Зол.сечение1..JPG

Но вместе всё это сотворяет особую симметрию – САМОПОДОБИЕ.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.64.Зол.сечение2..JPG

/Рис. автора/

Геометрические мысли о консонансах

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.65.Проволочный ёж додекаэдр..JPG

/Модель автора/

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.66.Геометр.мысли2..JPG

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.67.Геометр.мысли3..JPG

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.68.Геометр.мысли4..JPG

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.69.Геометр.мысли5..JPG

/Рис. автора/

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.71.Геометр.мысли7..JPG

/Рис. автора/

…Ох, это Золотое сечение! Куда ни взглянешь – машет ручкой: привет-привет! А уж на клавишах так прямо само в глаза бросается: вот оно я! Вот же!

Как же Пифагор обходился без клавиш?

Ну не было их тогда. Вместо клавиш – геометрия! Отрезки, пропорции, числа-дроби.

Вот и та, последняя, таблица, с интервалами-отрезками между звуками октавы… Мы в ней далеко не всё интересное разглядели и обмыслили.

Слово там одно необычное не даёт покоя.

Ты видишь его, это слово?

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.72.Табл.Лимма..JPG

/Табл. из Интернет источника в свободном доступе/

…ЛИММА.

Зачем здесь такое странное слово?

Странное. Но какое красивое!

Греческое.

А означает – «остаток». Всего лишь! Так просто…

Однако греки и любили-то именно сочетание простоты и красоты.

Ну сравни сам, вслушайся: «полутон» и … Лимма,  Леймма… Это же музыка!

Даже в простом слове – музыка.

Энциклопедия:

Ли́мма (устар. ле́ймма) (греч. λεῖμμα — остаток, лат. limma, реже leimma) — музыкальный интервал, соответствующий диатоническому полутону (малой секунде) пифагорова строя. Согласно античному определению, восходящему к пифагорейской школе, лимма равна разности чистой кварты и двух целых тонов (отсюда название как «остатка» кварты после отделения от неё двух целых тонов) и, таким образом, имеет отношение частот верхнего и нижнего звука, равное

                       4/3 : (9/8)² = 256/243

Не думаю, что оставшиеся странички этой тетради ты бы (вдруг!) прочитал «взахлёб». Они сухи, как осенние листья, как древние папирусы. Царапины Истории. В них не ощущается той жгучей эмоции, которая воспламеняет любопытство и азарт следователя, напавшего на след тайны. А ведь изначально было именно так! У Платона, у Боэция, и ещё у многих. Они – и тайна Пифагора. И благодаря им мы тоже теперь причастны этой тайне. И тоже – будто следователи. Увлечены.

Пламя притушено, эмоции высушены «учёным стилем» и временем. Просто исторические документы. И даже – всего лишь какие-то лоскутки текстов в этих документах.

Хочешь – взгляни. А вдруг у тебя получится угадать за этим – п о и с к.

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.73.Афин.школа.Пифагор.фрагмент..JPG

/  «Афинская школа» Рафаэля. Фрагмент. Пифагор./

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.74.Текст Лимма.Интернет.1.JPG

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рис.75.Текст Лимма.Интернет.2.JPG

D:\Муз.геометрия мира.Музыкаи мы копия\Тетр.2.Рисю76.Лимма.Интернет3..JPG

/Википедия/